«Нет собственности, принадлежащей человеку более чем та, которая является результатом его умственного труда»
(Закон шт. Массачусетс от 17 марта 1798 г.)

Новости

Товарный знак и его оценка
Уже на протяжении ряда десятилетий активным участником мирового гражданского оборота, наряду с различного рода товарами и услугами, является товарный знак. Если говорить точнее, то речь идет не о самом товарном знаке, а о правах на него, поскольку само по себе это средство индивидуализации продукции, работ и услуг существует независимо от какого-либо материального носителя, а потому не может быть передано от одного лица к другому, как, например, имущество.

Однако, несмотря на то, что сам товарный знак является неовеществленным, тем не менее, исключительные права на него имеют стоимостную оценку и могут быть включены в предмет возмездной сделки, такой, как, например, договор уступки или лицензионный договор.

Как же возникают исключительные права на товарный знак и как определить их стоимость?

Как известно, любое обозначение, прежде чем оно станет товарным знаком, подлежит проверке на соответствие условиям охраноспособности в Патентном ведомстве РФ, которое по результатам такой проверки и принимает решение о регистрации обозначения в качестве товарного знака. Именно с даты регистрации лицо - заявитель становится обладателем интеллектуальной собственности, то есть исключительных прав на товарный знак, удостоверяемых соответствующим свидетельством.

В соответствии с "Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ", утвержденным Приказом Минфина РФ от 29.07.98, а также "Положением по бухгалтерскому учету "Учет нематериальных активов", утвержденным Приказом Минфина РФ № 91н от 16.10.00, права, возникающие из свидетельств на товарные знаки, относятся к нематериальным активам и принимаются к бухгалтерскому учету по первоначальной стоимости.

Первоначальная стоимость прав на товарные знаки определяется как сумма фактических расходов на приобретение интеллектуальной собственности (за исключением НДС и других возмещаемых налогов).

К фактическим расходам первоначального владельца знака относятся, прежде всего, патентные пошлины, размер которых предусмотрен нормативным Положением, а, кроме того, тарифы, устанавливаемые Федеральным институтом промышленной собственности, дополнительные затраты на оплату информационных, консультационных и посреднических услуг, связанных с приобретением прав на товарные знаки, и другие затраты.

Что касается фактических расходов лица, приобретающего права на ранее зарегистрированный товарный знак, то их размер может существенно отличаться от затрат владельца знака по его регистрации. Цена по договору уступки, может варьироваться от нескольких сотен до нескольких тысяч долларов. Некоторые всемирно известные знаки, так называемые бренды, такие как, Coca-Сola, Adidas, McDonald's, могут оцениваться миллионами долларов.

Вообще, не вдаваясь в подробности, следует отметить, что для определения стоимости прав, в том числе, на товарный знак разработаны методики, содержащие рекомендации по учету различных показателей, таких как текущее использование знака, возможные отрасли использования, издержки на производство, реализацию продукции и многие другие, а также подходы к оценке рыночной стоимости знака (доходный, сравнительный и затратный).

Таким образом, цена товарного знака формируется не только за счет фактически произведенных платежей.

Особо хотелось бы подчеркнуть, что немаловажным фактором, позволяющим владельцу знака повысить стоимость принадлежащей ему интеллектуальной собственности, является также и подходящий выбор обозначения для маркировки товаров, работ, услуг, его образность, яркость, оригинальность. Это позволит владельцу знака при его продаже, не совершая крупных денежных вложений и ограничиваясь лишь затратами на регистрацию, не просто компенсировать произведенные расходы, но и получить значительную прибыль. Аналогично получение прибыли возможно и при заключении лицензионного договора, позволяющего владельцу сохранить за собой все права на товарный знак.

Иными словами, регистрация товарного знака не только дает владельцу определенные правовые гарантии, в частности, гарантию защиты прав от нарушений со стороны третьих лиц, но может явиться также и выгодным размещением капитала. И вложение это будет тем эффективнее, чем более грамотным и компетентным будет подход как, прежде всего, к самой регистрации знака, так и к его использованию на рынке.



Фирма ЗАО "Патентный поверенный", существующая на рынке более 7 лет, готова оказать Вам квалифицированную помощь в решении важных вопросов, связанных с приобретением и защитой прав, как на товарные знаки, так и другие объекты интеллектуальной собственности. В практике нашей фирмы - десятки выигранных судебных дел и плодотворное сотрудничество с российскими и зарубежными компаниями, среди которых Концерн "Русский холод", "Русская чайная компания", НПО "Космического приборостроения", "ИТАР ТАСС", МГУ им. Ломоносова, "Московский межреспубликанский винодельческий завод", "Мосазервинзавод", "ГБ Холдинг вин", "Русское радио", Компания "Виза Конкорд", Samsung Electronics Co Ltd, Polaris International Ltd, Mandler Consulting Ltd и многие другие.

Более подробную информацию о деятельности фирмы Вы можете получить на сайте www.patent189.ru .

Желаем Вам успешного бизнеса!

 

Автор:
Андрущак Галина Николаевна, патентный поверенный РФ (рег. № 189), генеральный директор ЗАО «Патентный поверенный»